Вода, по выражению Леонардо да Винчи, — «кровь Земли». Это один из главных компонентов жизнеобеспечения человека, непременное условие существования всего живого — она наиболее чутко реагирует на изменения, происходящие под влиянием антропогенной деятельности. Поэтому вода и реки как объекты изучения близки школьникам любого возраста.
В Нязепетровском районе имеется опыт создания эффективного направления экологического образования с помощью привлечения подрастающего поколения к серьезным научным исследованиям поверхностных вод.
По инициативе МКОУДОД СЮН учащиеся городских и сельских школ района несколько лет ведут научно-исследовательские работы по биомониторингу малых рек. Основными исполнителями полевых работ являются педагоги и школьники, которые ведут наблюдения за реками вблизи своего проживания.
Ежегодно в работу биомониторинга вовлекаются новые отряды школьников нашего района. В настоящее время юные исследователя проводят инвентаризацию источников и следов загрязнения. С помощью комплекса методов они оценивают влияние факторов экологического неблагополучия на речные экосистемы, участвуют в расчистке русел от завалов, ведут природоохранную пропаганду среди местного населения.
С 2010 года изучение состояния речных экосистем ведётся комплексно, с использованием целого ряда физико-химических, гидробиологических и микробиологических методов, широко практиковалась фотосъемка объектов исследования. В результате за один полевой сезон этого года обследовано 7 водотоков, в том числе 2 ранее не изученных. Большое внимание уделялось малым притокам длиной 3-10 километров, которые играют важную роль в экологическом состоянии более крупных рек.
Объектами исследования были притоки реки Нязя - МКОУ СОШ №1, реки Суроям - МКОУ «Ситцевская СОШ» и Нязепетровское водохранилище - МКОУ СОШ № 27, изучение и благоустройство родников в черте города велось группой ребят МКОУДОД СЮН. Совместная работа педагогов и ребят исследовательских отрядов была весьма полезной и плодотворной.
В настоящее время в реализацию проекта «Малым рекам — чистую воду». В его рамках проводятся различные конкурсы творческих работ детей всех возрастов, областные научно-практические конференции по результатам изучения водоемов и источников питьевой воды. Лучшие творческие работы рекомендованы для представления на областной конкурс «Вода на Земле»
Привлечение детей в эту экологическую деятельность дает возможность участвовать в практической работе по улучшению экологической ситуации местности. Большинство детей, поработавших в экспедициях, начинают смотреть на окружающий мир другими глазами: у них исчезают апатия и равнодушие, чувство безнадежности, появляется вера в возможность самим изменить что-либо в лучшую сторону. Школьники убеждаются в том, что они ответственны за состояние окружающей среды, от них зависит будущее Земли. Наступила пора исправлять свои ошибки перед природой.
|